Анкетирование — это письменный опрос, результаты которого помогут повысить уровень удовлетворенности клиентов, привлечь новых покупателей. Рассказываем, что такое анкета клиента, как ее оформить, как мотивировать людей к ее заполнению. Приводим примеры вопросов.
Что такое анкетирование клиентов и зачем оно нужно
Анкетирование клиента — это инструмент получения информации об ушедших, действующих и потенциальных покупателях. В отличие от опросов процедуру проводят без участия интервьюера: потребители самостоятельно вносят данные в поля специальной формы.
Анкета представляет собой электронный или бумажный бланк с вопросами. Рядом с ними размещают варианты ответов, из которых респондент выбирает нужный. Анкеты клиентов составляют вручную или используют для этого специальные программы.
Анкетирование — эффективный инструмент обратной связи, когда нужно опросить большое количество людей.
С помощью анкет клиента можно:
- 
	оценить степень информированности потенциального потребителя о компании и ее продуктах; 
- 
	сформировать клиентскую базу данных; 
- 
	выяснить потребности целевой аудитории; 
- 
	определить уровень удовлетворенности клиентским сервисом, качеством товаров и услуг; 
- 
	отследить тенденции рынка, получить информацию о конкурентах; 
- 
	проанализировать эффективность рекламных кампаний. 
Сквозная аналитика MANGO OFFICE учитывает все рекламные каналы и помогает точно оценить эффективность площадок. Также можно анализировать конкретные кампании и то, как покупатели проходят воронку продаж. Для этого используйте встроенные фильтры и группировки.
Плюсы и минусы метода
Основные достоинства анкетирования:
- 
	возможность в сжатые сроки получить информацию от широкой аудитории; 
- 
	низкие затраты на проведение исследования; 
- 
	практичность — одну анкету клиента можно использовать для неограниченного числа потребителей; 
- 
	функция анонимного использования — получение правдивых ответов на «неудобные» вопросы; 
- 
	быстрая обработка анкет с помощью специальных программ — четкая структура и электронное представление данных позволяют легко загружать их в компьютер и получать аналитические отчеты. 
С помощью анализа отчетов масштабного анкетирования маркетологи:
- 
	создают новые стратегии; 
- 
	составляют прогнозы; 
- 
	отслеживают изменения покупательского поведения; 
- 
	на основе результатов опроса готовят вопросы для следующих анкет. 
Недостатки метода:
- 
	Зависимость от выбора аудитории. Необходимо работать только с вашей ЦА, чтобы получить достоверный результат исследования. 
- 
	Влияние субъективных факторов. Респондент может не понять вопрос, случайно пропустить графу. Некоторые люди могут проигнорировать вопросы личного характера или выбрать ложный ответ. 
- 
	Недостаточно глубокий анализ. Анкетирование — это формализованный способ получения информации. Данные легко получить и обработать, но результаты не позволяют глубоко изучить проблему. Это недостаток всех количественных методов исследования. 
  
Способы мотивации клиентов
Опрос для клиентов — это трата личного времени. Не все люди готовы безвозмездно принять в нем участие. Перед анкетированием продумайте, как вы будете мотивировать клиентов.
Распространенные стимулы к заполнению анкеты:
- 
	рассылка информации о новинках, скидках и акциях; 
- 
	выдача дисконтной карты; 
- 
	доступ к участию в бонусной программе; 
- 
	вознаграждение — доступ к видеоуроку, мастер-классу или приятная мелочь, которую клиент вряд ли купит сам, но будет рад получить в подарок; 
- 
	участие в моментальной беспроигрышной лотерее или розыгрыше ценных призов в определенную дату. 
Чтобы максимально увеличить охват, стимулируйте не только респондентов, но и исполнителей — сотрудников, проводящих анкетирование. Поощрите ценными подарками или премией тех, кто соберет наибольшее количество заполненных анкет.
  
Методы и формы анкетирования
Методики клиентского анкетирования делят на четыре группы по следующим критериям: тип контакта, число респондентов, полнота охвата, построение вопросов.
Анкетирование по типу контакта анкетера с респондентом бывает:
- 
	Очным — анкетер присутствует при заполнении анкет. 
- 
	Заочным — специалист раздает бланки и собирает заполненные анкеты в условленное время. Опросы также проводят без участия анкетера: анкеты рассылают по электронной почте или почтовыми отправлениями, размещают на сайтах. 
Очный опрос предусматривает несколько вариантов заполнения анкет, исходя из количества одновременно опрашиваемых участников:
- 
	Индивидуальный — работа с одним лицом. Анкетер контролирует процесс, при необходимости помогает вносить данные. Такая форма удобна для опроса пожилых и людей с ограниченными возможностями. Это затратный способ, но он обеспечивает корректное заполнение форм. 
- 
	Групповой (аудиторный) — анкеты заполняет небольшая группа лиц. 
- 
	Массовый — участвует более сотни человек, анкетирование проводят в местах большого скопления людей. Вы быстро получите необходимую информацию, но результаты будут менее корректны. 
Анкетирование по полноте охвата:
- 
	Сплошное — опрос более 80% группы, отобранной по какому-то критерию. На практике провести такой опрос чаще всего невозможно из-за большого количества участников. 
- 
	Выборочное — опрашивают только часть выборки. Результат распространяется на всю группу. Это оптимальный способ, если в выборке более 200 человек. 
Виды анкет клиентов по построению вопросов:
- 
	Закрытые — содержат только формализованные вопросы, на которые можно дать однозначный ответ («да», «нет», «не знаю»), выбрать одну или несколько позиций из списка, оценить высказывание в баллах. 
- 
	Открытые — вопросы, требующие развернутого ответа, например, «почему вы предпочитаете этот продукт», «как вы обычно проводите досуг». Такие анкеты редко используют в маркетинге: полученные данные сложно структурировать и анализировать. Сценарий с открытыми вопросами оптимален для интервью. 
- 
	Полузакрытые — состоят из закрытых и открытых вопросов. Например, сначала анкетер предлагает ответить на стандартные закрытые, а в конце анкеты предлагает рассказать клиенту о его хобби. 
Форму и метод проведения опроса маркетологи выбирают индивидуально, исходя из целей и задач анкетирования, технических и финансовых возможностей.
  
Как провести опрос
Чтобы получить достоверные результаты, разбейте процесс анкетирования на несколько этапов:
- 
	Обозначьте цель и задачи исследования. От этого будут зависеть выбор групп респондентов, содержание опросника. 
- 
	Выберите целевую аудиторию. 
- 
	Разработайте структуру анкеты, составьте вопросы для опроса клиентов. 
- 
	Отберите и скоординируйте анкетеров. 
- 
	Проведите анкетирование. 
- 
	Оцените качество собранной информации, структурируйте ее. 
- 
	Проанализируйте данные и составьте отчет. 
Составление анкеты
Рекомендации по составлению анкеты:
- 
	Сделайте форму для опроса презентабельной и узнаваемой. Можно оформить анкету в соответствии с фирменным стилем или создать ее на фирменном бланке. 
- 
	Формулируйте вопросы понятно и лаконично. Структура должна быть простой и удобной для просмотра. 
- 
	Разработайте вопросы, которые будут понятны всем категориям респондентов. Подготовьте варианты ответов. 
- 
	При составлении анкеты исходите из того, что ее заполнение займет у клиента не более 15 минут. Иначе высока вероятность, что потребитель бросит заполнять анкету на полпути. 
- 
	Используйте крупный шрифт. 
Вы можете найти готовый список вопросов в интернете. В Google Формах предусмотрена возможность загрузить изображения, вставить в вопросы ссылки на видео или звуковую дорожку.
Выбор канала коммуникации
Распространенные способы реализации клиентского анкетирования:
- 
	Офлайн. Бумажные анкеты предлагают посетителям торговых центров, кафе, спортивных и развлекательных комплексов. Однако в таких случаях не всегда удается собрать необходимое количество анкет в срок: многие люди спешат и отказываются от заполнения. 
- 
	На официальном сайте компании. Пользователи обычно не против заполнить анкету, если вопросов не слишком много. Перед созданием такой формы убедитесь, что посещаемость ресурса достаточная, чтобы провести анкетирование. 
- 
	На сайтах партнеров. Разместив опрос на партнерских ресурсах, вы быстро соберете нужное число анкет. Однако за это придется заплатить владельцу сайта. Перед размещением анкеты убедитесь, что его посетители относятся к вашей целевой аудитории. 
- 
	В социальных сетях. Это один из лучших способов получить нужную информацию. Чтобы опрос был полезен, большинство ваших клиентов должны быть подписаны на страницу и регулярно на нее заходить. 
- 
	В мобильном приложении. Способ подходит для опроса об удовлетворенности клиентов, поскольку приложение устанавливают покупатели. Если нужно получить информацию от потенциальных потребителей вашего продукта, необходимо выбрать другой способ. 
- 
	Email-рассылка. Если у вас есть база подписчиков, проведите анкетирование по электронной почте. В Google, Яндексе и других сервисах предусмотрены готовые формы для такого анкетирования. Это один из наиболее популярных способов, рассмотрим его подробно. 
Рассылка опросника
Создание формы опроса прямо в рассылке — быстрый и удобный способ получить обратную связь от подписчиков вашего сайта. Если объем анкеты не позволяет добавить ее в письмо, разместите в нем ссылку на опрос.
Люди часто игнорируют такие письма: пользователи получают много предложений поучаствовать в опросе, и многие не хотят тратить на них время.
Старайтесь заинтересовать клиента, мотивировать к заполнению анкеты:
- 
	Будьте честны и вежливы, предупредите, сколько времени займет опрос. 
- 
	Сообщите, что вам важно мнение покупателя. Напомните, что анкета поможет компании лучше понять его потребности, улучшить сервис. 
- 
	Создайте у респондента ощущение значимости: напишите, что обращаетесь к нему, поскольку он входит в число привилегированных подписчиков. 
- 
	Предложите скидки, бесплатные товары, бонусы за заполнение анкеты. 
- 
	Используйте слова-магниты: «поспешите», «быстро», «скидка 30%». 
- 
	Попросите респондента быть честным, предложите честно высказаться о проблеме. 
- 
	Чтобы письмо не выглядело сухо, добавьте элементы визуализации: изображения, эмодзи. 
  
Анализ результатов
Заполненные анкеты нужно рассортировать: удалить недостоверные сведения, внести полезную информацию в расчетную таблицу или специальную программу. Чтобы рассчитать итоговые цифры, используют профессиональные программные продукты, но можно обойтись и Excel:
- 
	в каждую ячейку верхней строки внесите номера (или имена) респондентов; 
- 
	в ячейки левого столбца внесите вопросы; 
- 
	перенесите данные анкет в таблицу; 
- 
	в крайнем правом столбце рассчитайте сумму по каждой строке; 
- 
	в двух следующих столбцах рассчитайте долю (процент) от всех опрошенных с помощью формул Excel, а также ответивших по каждому вопросу. 
Проанализируйте итоговые результаты и составьте отчет. Примените полученные знания на практике, пока информация еще актуальна. Кроме того, респонденты должны видеть результат своих трудов. Например, если вы провели опрос удовлетворенности клиентов и обнаружили проблемы, их нужно решить оперативно.
  
Примеры анкет
Приведем примеры опроса клиентов для стандартных анкет.
Об оформлении заказа
Проблемы с оформлением заказа могут перечеркнуть все ваши усилия по продвижению товара. Их нужно быстро выявлять и решать.
Для получения обратной связи используйте следующие вопросы:
- 
	Насколько легко было оформить заказ? Оцените по шкале от 1 (очень сложно) до 5 (просто). 
- 
	Что мы можем усовершенствовать в процессе оформления заказа? 
О продукте
Вопросы о товаре для бумажных анкет и форм на сайте:
- 
	Вы расстроитесь, если этот продукт снимут с производства? 
- 
	Как бы вы оценили качество товара по шкале от 1 до 5? 
- 
	Какими словами вы бы описали продукт: качественный, некачественный, практичный, бесполезный, надежный, ненадежный? 
- 
	Насколько товар удовлетворил ваши потребности по шкале от 1 до 5? 
Если клиент купил в вашем интернет-магазине одежду или обувь, используйте для обратной связи блиц-опрос в рассылке: поблагодарите за покупку и предложите выбрать подходящий вариант ответа для описания товара, например, «маломерит», «большемерит», «в размер».
Об обслуживании
Если у вас привлекательные цены, а сервис на низком уровне, клиент может уйти к конкурентам.
Вопросы для оценки качества обслуживания:
- 
	Как бы вы оценили качество обслуживания по шкале от 1 до 5? 
- 
	Нам удалось ответить на все ваши вопросы? Варианты ответа: «да, спасибо, все понятно», «ответили только на часть вопросов», «не ответили». 
- 
	Насколько быстро вы получили ответ на свой вопрос? Выберите «очень быстро», «быстро», «терпимо», «долго ждал» или «мне не ответили». 
О лояльности
Лояльность — это приверженность покупателя к бренду.
Чтобы определить, насколько покупатели лояльны, задайте им следующие вопросы:
- 
	Порекомендовали бы вы наш магазин друзьям и коллегам? 
- 
	Вы придете к нам еще раз? 
- 
	Насколько вы довольны нашей компанией? Варианты ответа: «очень доволен», «не слишком доволен», «совсем не доволен». 
  
Что важно запомнить
- 
	Анкета клиента — доступный инструмент для получения обратной связи с потребителями. 
- 
	Чтобы покупатели заполняли опросы до конца и отвечали честно, мотивируйте потенциальных респондентов к заполнению анкеты: предлагайте взамен скидку, бонусную карту, бесплатный товар. 
- 
	Используйте в анкетах преимущественно закрытые вопросы (с ответами «да» или «нет»). Для получения развернутых ответов лучше организовать интервью. 
- 
	Анализируйте результаты и решайте выявленные проблемы оперативно. Это повысит уровень лояльности клиентов. 
